Бакунин Михаил Александрович
Акварельный автопортрет Бакунина в 1830-е годы
Михаил Александрович Бакунин родился 18 (30) мая 1814 года в Тверской губернии в дворянской семье.
В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку. Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским.
В 1840 Бакунин уехал в Германию. Ключевой момент его жизненного пути в этот период – публикация в 1842 в журнале «Немецкие ежегодники» («Deutsche Jahrbücher») статья «Реакция в Германии», содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: «Страсть к разрушению – творческая страсть». Царское правительство потребовало его возвращения в Россию.
В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848. В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением.

После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года – в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную "Исповедь", впервые опубликованную в 1921 году, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян.
В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного,
18-летней Антонине Квятковской.
В 1861 бежал через Японию и США в Лондон.
Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала «Народное дело», но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу). Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872.
Наиболее важные труды этих лет – "Революционный катехизис" (1865), написанный под влиянием Нечаева; "Кнуто-германская империя и социальная революция", в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; "Бог и государство" (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книга "Государственность и анархия", оказавшая влияние на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.

Следуя Руссо, Бакунин верил в «природу человека», свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.
В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М. Штирнера, отрицал существование объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством – вопреки вере Маркса в пролетариат.
Против анархизма во всех его формах боролся В.И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х годов XIX века.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website